Полховско-майданской росписью


История

Производство знаменитых игрушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района Нижегородской области.

В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.

Матрёшки из Полх Майданаpinterest button Матрёшки из Полх Майдана Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Впервые, в середине XIX века, в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Сам аппарат работал полховско-майданской на газовом топливе (электричества не было). Идея делать обводку с помощью выжигания, понравилась и прижилась. 

Самоварчикpinterest button Самоварчик Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком.

Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытеснился более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

Пистолет пробочный. Полхов Майдан.pinterest button Пистолет пробочный. Полхов Майдан. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Изменения росписи

С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашеных изделий. Существовал это вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. До 1914 года игрушки вообще ничем не расписывали.

Поставок с Полхов-Майданской росписьюpinterest button Поставок с Полхов-Майданской росписью Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

С 1916 года стали наносить обжиг, а с 1931 года — масляные красители. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски.

Артель «Красная заря»

В 1928–1930 гг. в Полх-Майдане из отдельных мастеров сложилась артель «Красная заря». В это же время выработалась оригинальная художественно-декоративная система и обозначились основные специфические приёмы местной росписи.

Чудо-колокольчики, фрагмент росписиpinterest button Чудо-колокольчики, фрагмент росписи Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Эти приёмы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с обводкой» — цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром; «цветы без обводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; приём «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.

Крутецкие мастера

В 1960 году артель преобразовалась в Полх-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начали заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полх-Майдана деревне Крутец.

Трещёткаpinterest button Трещётка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаётся сюжетным мотивам.

Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение.

Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.

Классическая Полхов-Майданская матрёшкаpinterest button Классическая Полхов-Майданская матрёшка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону.

Детская балалайкаpinterest button Детская балалайка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Магазин «Русские ремёсла»

Аутентичные матрёшки Полх Майдана можно купить в магазине «Русские ремёсла».


Закрыть ... [X]

Полхов-Майданская роспись / Пачатковая школа. Издательство Вязанная ажурная шапочка спицами для девочки


Полховско-майданской росписью Полх-Майданская роспись - визитная карточка Вознесенского
Полховско-майданской росписью Полхов-майданская роспись - Россия, Russia - Россия Великая
Полховско-майданской росписью Полхов-Майданская роспись Мегаэнциклопедия Кирилла и
Полховско-майданской росписью Полхов-майданская роспись ВКонтакте
Полховско-майданской росписью Полхов-Майданская - Музей Дерева
Полховско-майданской росписью 20 видов плетения золотых цепочек и других украшений
Полховско-майданской росписью 25 моделей с капюшоном связанных спицами для
Полховско-майданской росписью 4. ОПЕРАТИВНОЕ ГИПНОВОЗДЕЙСТВИЕ