Мастер класс по экспериментальной деятельности с детьми


Мастер-класс "Экспериментирование с реальными и абстрактными объектами при организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

мастер Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Колесникова Ольга Алексеевна

Организация: МДОУ Детский сад «Улыбка»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Надым

Цель мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов, при котором формируется опыт внедрения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.

Задачи:

  1. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
    Сформировать у участников мастер-класса мотивацию к использованию в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

  2. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию к использованию в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

  3. Передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  4. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ход мастер-класса

«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Так гласит китайская мудрость
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию
Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Так гласит китайская мудрость
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию
Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

дай попробовать – и я пойму».
Так гласит китайская мудрость
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию
Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Так гласит китайская мудрость
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию
Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию
Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию
Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию
Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию
Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Ведь ни для кого не секрет, что дети это прирожденные исследователи окружающего мира и стараемся это использовать в своей работе максимально. Одной из форм организации поисковой деятельности является экспериментирование.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности наравне с игрой является экспериментирование, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Именно экспериментирование дает толчок для развития познавательного интереса, т.к. у детей дошкольного возраста образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Ответьте пожалуйста на вопрос:

-В каких видах деятельности можно использовать экспериментирование? (игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, музыкально-художественная, и т.д.).

Делаем вывод:

Во всех видах детской деятельности можно применять экспериментирование, тем самым, способствуя:
- развитию потребности в удовлетворении детской любознательности,
- умению рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы,
- развитию творческих преобразований,
- формированию целостной картины мира.
Самой главной задачей познавательно- исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.

- развитию потребности в удовлетворении детской любознательности,
- умению рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы,
- развитию творческих преобразований,
- формированию целостной картины мира.
Самой главной задачей познавательно- исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.

- умению рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы,
- развитию творческих преобразований,
- формированию целостной картины мира.
Самой главной задачей познавательно- исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.

- развитию творческих преобразований,
- формированию целостной картины мира.
Самой главной задачей познавательно- исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.

- формированию целостной картины мира.
Самой главной задачей познавательно- исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.

Самой главной задачей познавательно- исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.

Вопрос к слушателям: что означает данная задача, что значит «творческий исследовательский характер»?

Ответ: зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (проект, альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательную активность.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований с реальными и абстрактными объектами, доступные дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований с реальными и абстрактными объектами, доступные дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.

Вопрос: Какие типы исследований используете вы в своей работе? (Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 

Сегодня я хочу остановиться на экспериментировании с объектом неживой природы, водой.

Я хотела бы попросить 5 коллег помочь мне в этом. Давайте с вами на минутку представим, что вы мои воспитанники. Ребята, скажите мне пожалуйста какое сейчас время года? (зима) Добрый волшебник для жителей своего королевства захотел сотворить чудо и сделал радугу зимой. И посмотрите, что у него получилось. Как вы думаете, все правильно?

Воспитатель. Я с вами согласна у него радуга не получилось. А как вы думаете какие чувства испытали жители королевства увидев такую радугу? Поэтому волшебник и расстроился. А вы не хотели бы ему помочь?

Дети. Хотим.

Воспитатель. Поможете? Помогайте. Как вы это будете делать? Не знаете как? А когда чего-то не знаешь, что нужно делать?

Дети.Спросить.

Воспитатель. Спрашивайте.

Дети задают вопросы.

Воспитатель. Ребята, а в какое время года мы можем увидеть радугу? Когда появляется на небе радуга?

Дети. После дождя, когда светит солнце.

Воспитатель. Я согласна с вами. Солнце зимой бывает? (Да) А дождь?(нет) Значит мы не сможем сделать радугу… Но не расстраивайтесь. Я вам предлагаю пройти к своим мини лабораториям и мы с вами попробуем сделать радугу даже зимой.

Выполнение эксперимента

Поставьте перед собой 4 стаканчика. Они пронумерованы, чтобы не перепутать. Теперь в эти стаканы будем насыпать сахар в 1 стакан 1 столовую ложку сахара, во 2 – 2 ложки, в 3 – 3, и т.д. Затем надо в каждый стакан добавить по 3 столовые ложки воды. Теперь нужно взять чайную ложку и этот сахар хорошенько перемешать.

Пока педагоги работают, я расскажу: в нашей работе мы проводим эксперименты с различными реальными объектами с водой, с сахаром, с солью и т.д.: соль например, очень интересный объект для изучения, можно узнать ее разные свойства: растворимость, способность соли удерживать на своей поверхности различные предметы; из соли мы выращивали кристаллы -это был длительный по времени опыт, но он заинтересовал не только детей, но и родителей. Можно реализовывать проекты как долгосрочные, так и краткосрочные. Выращивание кристалла - это был кстати детско-родительский проект.
Во время экспериментирования дети узнают, например о полезных и вредных свойствах сахара, соли например.
Работа очень увлекательная. С детьми очень сложно общаться во время проведения эксперимента, так как увлекает сам процесс. В конце экспериментирования, когда мы узнаем о свойствах чего-либо, мы с детьми беседуем, делаем выводы. Дети рассказывают о своих мыслях по поводу увиденного.

Во время экспериментирования дети узнают, например о полезных и вредных свойствах сахара, соли например.
Работа очень увлекательная. С детьми очень сложно общаться во время проведения эксперимента, так как увлекает сам процесс. В конце экспериментирования, когда мы узнаем о свойствах чего-либо, мы с детьми беседуем, делаем выводы. Дети рассказывают о своих мыслях по поводу увиденного.

Работа очень увлекательная. С детьми очень сложно общаться во время проведения эксперимента, так как увлекает сам процесс. В конце экспериментирования, когда мы узнаем о свойствах чего-либо, мы с детьми беседуем, делаем выводы. Дети рассказывают о своих мыслях по поводу увиденного.

Теперь в каждый стакан нужно добавить пищевые красители разного цвета и снова перемешать. Для этого у вас есть в пакетиках красители.
Сейчас начинается все самое интересное. Возьмём пустой стеклянный стакан и шприц, чтобы аккуратно вливать в него окрашенную воду. И начнем набирать с последнего стаканчика, где находится самый густой сироп. Наберите шприцом из стакана под номером 4 воду полный шприц и аккуратно вливаем в маленький стеклянный стаканчик, потом набираем воду из стакана под номером 3 и аккуратно по стенке стакана вливаем поверх предыдущего цвета и так с каждым последующим слоем. Если вливать новую порцию аккуратно по стенке поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделится на слои и получится красивая радуга

Сейчас начинается все самое интересное. Возьмём пустой стеклянный стакан и шприц, чтобы аккуратно вливать в него окрашенную воду. И начнем набирать с последнего стаканчика, где находится самый густой сироп. Наберите шприцом из стакана под номером 4 воду полный шприц и аккуратно вливаем в маленький стеклянный стаканчик, потом набираем воду из стакана под номером 3 и аккуратно по стенке стакана вливаем поверх предыдущего цвета и так с каждым последующим слоем. Если вливать новую порцию аккуратно по стенке поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделится на слои и получится красивая радуга. А получается это из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

Пока вы заканчиваете свой эксперимент подберите прилагательные к слову радуга (вода). Радуга (вода)какая? А вот теперь как вы думаете какие эмоции вызовет ваша радуга у жителей королевства?
А что будет, если..? А как поступить, если...? А что произойдет тогда...? Вот с помощью этих вопросов можно экспериментировать с помощью слова.
Мы сегодня экспериментировали с водой как с реальным объектом, дальше подбирали прилагательные -это экспериментирование с абстрактным объектом. Дальше мы попробовали смоделировать отношения.

А что будет, если..? А как поступить, если...? А что произойдет тогда...? Вот с помощью этих вопросов можно экспериментировать с помощью слова.
Мы сегодня экспериментировали с водой как с реальным объектом, дальше подбирали прилагательные -это экспериментирование с абстрактным объектом. Дальше мы попробовали смоделировать отношения.

Мы сегодня экспериментировали с водой как с реальным объектом, дальше подбирали прилагательные -это экспериментирование с абстрактным объектом. Дальше мы попробовали смоделировать отношения.

Вопрос: Посмотрите, у вас получилось помочь волшебнику? Как? Что вы сделали, чтобы достичь поставленной цели? Какие знания вам помогли?

Удачных экспериментов!
Я благодарю вас за прекрасную работу!

 

Опубликовано: 14.02.2016

Закрыть ... [X]

Мастер-класс "Экспериментирование с реальными и абстрактными." Мастер класс по свадебному украшению на машину


Мастер класс по экспериментальной деятельности с детьми Мастер- класс "Экспериментальная деятельность дошкольников"
Мастер класс по экспериментальной деятельности с детьми Мастер-класс с педагогами по экспериментальной деятельности
Мастер класс по экспериментальной деятельности с детьми Мастер класс для педагогов по опытно экспериментальной
Мастер класс по экспериментальной деятельности с детьми Опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Мастер класс по экспериментальной деятельности с детьми Мастер - класс детское экспериментирование- основа
Мастер класс по экспериментальной деятельности с детьми 25 моделей с капюшоном связанных спицами для
Мастер класс по экспериментальной деятельности с детьми 3.3. Возмещение убытков в условиях инфляции: Современным рыночным
Мастер класс по экспериментальной деятельности с детьми FishBusinezz Интернет-магазин товаров для