Анекдот про бутылочку


"А где вино?!" - спрашиваю. "Идите скорее, может быть, в корзине около сыров что-то осталось..." Пустота алкогольных прилавков обескураживает и ввергает... пока еще не в панику, нет, отвыкли, - скорее в недоумение. С чем поедем на шашлыки, как будем гулять на грядущий Петров день и вообще - расслабляться в летние уик-энды? Нет не только молдавских и грузинских, исчезают пока "не наказанные" Геннадием Онищенко французские, чилийские, а также рейнские и тосканские вина. Пропали и заморские коньяки, виски, текила. Вместо них полки украшают гжельские шедевры или безалкогольная продукция производства США. Дефицит возвращается? В этом и попытались разобраться "Итоги". Оговоримся сразу: распространенная версия о том, что пустота на винных полках вызвана нехваткой у производителей и импортеров новых акцизных марок, испытания не выдержала: этой печатной продукции в Гознаке, что называется, завались...

Под градусом

С 1 июля вступила в силу новая редакция закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Коллапс алкогольного рынка действительно в значительной степени объясняется необходимостью перемаркировки импортного алкоголя. Правительство в прошлую пятницу все-таки перенесло сроки смены акцизных марок на новые образцы до 29 декабря. Но это "послабление" мало что изменит, поскольку продавать вино-водочные изделия со старыми акцизными марками нельзя уже с 1 июля.

Цель-то заявлялась благая - контролирующие органы хотят отслеживать качество алкоголя раньше, чем он попадет на прилавки, то есть при выходе за ворота предприятия (если речь идет об отечественной продукции) или же при пересечении таможенной границы продукции импортной. Для этого даже создана Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Тут-то и начинаются злоключения бутилированных даров солнца.

Чтобы пройти через этот лабиринт, импортный и отечественный алкоголь должен воспользоваться разными путями. Каждая бутылка из-за рубежа действительно должна быть промаркирована новой акцизной маркой со специальным штрихкодом. Сделать это не так просто. Дело в том, что акцизная марка поставляется импортеру без штрихкода. Затем импортер через специальную компьютерную программу запрашивает в ЕГАИС индивидуальный штрихкод. Его наносят с помощью принтера, после чего марка наклеивается на бутылку. Только тогда продукция пересечет российскую границу, где таможня после проверки соответствия штрихкода ЕГАИС даст добро на отправку бутылок на оптовые склады. При этом оптовики зафиксируют, куда и сколько отправлено товара. Розничные продавцы, в свою очередь, также обязаны проверить штрихкод на соответствие.

Что касается отечественных производителей, то они обязаны обзавестись специальным прибором, например "Алко", с помощью которого тестируется состав алкоголя. Результаты тестов также попадают в ЕГАИС. Импортерам такой прибор тоже может понадобиться, если они ввозят не готовый бутилированный продукт, а виноматериалы.

Есть оружие и против алкогольных пиратов и фальсификаторов. Макет акцизной марки разработали специалисты ФСБ, и расшифровать штрихкод без их участия весьма непросто. Довольны специалисты и прибором "Алко", который является чисто российским ноу-хау - его разработали наши оборонщики, а изготавливают на одном-единственном Арзамасском приборостроительном заводе.

Теперь о мифе про "марочный" дефицит. Новый закон должен был вступить в силу с 1 января, но к тому времени действительно еще не успели напечатать новые акцизные марки в достаточном количестве, и его введение в действие было отложено на полгода. Теперь, как сообщили "Итогам" в Гознаке, на складах хранится 153 миллиона экземпляров этой печатной продукции, и ажиотажным спросом она не пользуется. За второй квартал в адрес Федеральной таможенной службы было отгружено 225 миллионов марок. 90 процентов из них ушло на Центральную акцизную таможню в Москве, через которую и поступает основной поток алкогольного импорта. Для сравнения: за прошлый год Гознак для маркировки импортного алкоголя выпустил 800 миллионов старых марок. Выпуск же на этот год намечен на уровне миллиарда штук. Именно такой рост импорта планировало российское правительство. Однако действительность оказалась иной. Уже в июне заказ ФТС на марки нового образца оказался на уровне лишь 12 миллионов штук. В чем же дело?

Не ждали?

Нравится или не нравится, новый закон придется соблюдать как российским, так и зарубежным продавцам. Прибором "Алко", например, российские производители запасаются. Как сообщил "Итогам" управляющий производством Арзамасского приборостроительного завода Анатолий Сеуткин, в настоящий момент предприятие продало уже 1772 детектора, 60 из них купили даже иностранцы.

Опрошенные "Итогами" эксперты объясняют возвращение дефицита тем, что правительство не учло во всей этой ликеро-водочной истории несколько нюансов. Главной причиной многие считают назначение жесткой даты введения новых акцизных марок. Вплоть до конца прошлой недели это было 1 июля, и продавцы сделали все, чтобы избавиться от старых партий товара, не приобретая новый. Теперь эта дата перенесена на полгода, но старые бутылки придется отправлять не в розничную сеть, а на лицензированные склады.

Больше всего ситуация ударила по импортерам благородных напитков - вина, коньяков, виски и бренди. Их доля на отечественном рынке, по данным Союза участников алкогольного рынка (СУАР), составляет порядка 50 процентов. Что касается национального напитка - водки, то тут волноваться, понятное дело, незачем. Доля импорта в этом сегменте не превышает 10 процентов.

"При разработке закона его авторы не учли многих рыночных факторов. Они рассчитывали, что импортеры заранее будут покупать новые марки, завозить алкоголь в Россию и он будет появляться параллельно со спиртным со старыми марками. Но это была бы слишком идеалистическая картинка", - считает вице-президент СУАРа Леонид Попович. В действительности розничные продавцы стремились как можно быстрее реализовать тот продукт, срок действия марок на который заканчивается.

"А как от старой продукции проще избавиться? Только не ставить рядом алкоголь с новой маркой. Ведь надо учитывать психологию покупателя, который охотнее приобретает что-то новое", - считают в одном крупном сетевом магазине. Потому-то предприятия розницы предъявляли импортерам условие - если хочешь выставить на полку бутылку с новым штрихкодом, забери обратно ту, что промаркирована старым способом. Те, естественно, от этого отказывались, боясь потерять деньги.

Сыграл свою роль еще один фактор, который законодатели учесть были обязаны. Речь идет о нашумевшей истории с запретом на импорт молдавских и грузинских вин. Механизм, запущенный в начале весны государственным санитарным врачом, ударил и по импортерам из других стран. "Когда Геннадий Онищенко вдруг запретил импорт вина из Молдавии и Грузии, это создало для нас серьезные финансовые проблемы. Дыры мы закрывали за счет краткосрочных банковских кредитов, надеясь направить эти средства на закупку вина в других странах и таким образом снизить наши потери. Но теперь нам и кредиты не дают. Какой банкир будет вкладывать деньги в отрасль, правила игры в которой до конца не понятны?!" - посетовал один из оптовиков, также пожелавший не называть свою организацию, чтобы, как он пояснил, не иметь проблем с чиновниками. "У кого доля вин из Молдавии и Грузии была в общем портфеле импорта 10 процентов, эту ситуацию как-то пережили. Те, у кого эта доля больше, скажем, 30 процентов, влезли в долги и теперь думают, как выкрутиться. А у кого более половины - вообще разорились или занялись молоком. Получается, что на ситуацию с первым июля повлияло очень много факторов, и теперь мы видим результат", - резюмирует Леонид Попович.

Покупайте... отечественное

Впрочем, есть и иная точка зрения. Импортеры считают, что правительство таким образом возводит на российской границе дополнительные барьеры и дает шанс для роста отечественным производителям. "Подобный прецедент был в Доминиканской Республике. Там правительство приняло закон, требующий, чтобы акцизная марка на импортные сигареты наклеивалась только на территории их страны. Ситуация разрешилась тем, что организация по решению споров ВТО признала этот закон нарушающим требования Всемирной торговой организации, и властям его пришлось пересмотреть", - говорит директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов. "Сейчас, когда Россия готовится к вступлению в ВТО, принятие закона, противоречащего принципам этой организации, выглядит по меньшей мере глупостью", - добавляет эксперт. Авторы нового закона утверждают, что у них этого и в мыслях не было, однако очевидно, что наибольшие проблемы будут у импортеров, поставляющих в страну крупные партии товара и использующих машинный метод наклейки марки.

Для российских предприятий, напротив, переход на новую систему оказался менее болезненным. Большинство из них заранее установило необходимое для этого оборудование, да и прохождения таможенных процедур им не требуется.

Есть по крайней мере один вывод, спорить с которым будет затруднительно, чем бы ни объяснялись причины сегодняшней ситуации с алкоголем. Большинство экспертов сходятся во мнении, что потребителю теперь стоит ждать подорожания алкогольной продукции. Алкоголь со старыми марками с полок уже исчез, а вновь промаркированная продукция его заменила пока не полностью. Из 500 марок импортного спиртного теперь в России продается не более пяти. И, по мнению специалистов, потребуется не менее трех месяцев для нормализации ситуации. А любой дефицит, как известно, ведет к росту цен. Коммерческий директор компании "Виником" Денис Поляков, например, прогнозирует подорожание на 10-20 процентов по отношению к уровню цен до последнего вынужденного их снижения. Примерно такие же цифры называют и в компании "Руссимекс". Очевидно, что продавцы заложат в новые расценки свои потери от введения новой системы.

То, что происходит сейчас на алкогольном рынке, многим напомнило о знаменитой антиалкогольной кампании времен Михаила Горбачева. Тогда, как и сейчас, в магазинах наблюдался дефицит спиртного, а россияне ругали власть на чем свет стоит. Правда, с тех пор российские граждане стали разборчивее, можно сказать, что мы даже избалованы выбором, причем свои интересы могли удовлетворять люди самых разных в финансовом отношении слоев населения. И если кто-то рассчитывал на то, что из-за дефицита импорта принципиально вырастет отечественное производство, то такие надежды представляются малообоснованными.

Вообще-то подозревать государство в такой, мягко говоря, дальновидности слишком поверхностно. Было достаточно времени для учета всех обстоятельств и рисков. Особенно если вспомнить, что в Госдуме дожидается второго чтения поправка к Закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". По этой поправке предлагается создать единую компанию для контроля оборота спирта. А на прошлой неделе в нижнюю палату поступил проект еще одной поправки. Ее автор - зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Владимир Гусев - предлагает создать в каждом субъекте Федерации уполномоченные компании еще и по оптовой закупке алкоголя. Возможно, государство, готовя рынок для того, чтобы утвердиться на нем с собственной монополией, заранее избавляется от некачественной продукции, а заодно и от тех, кто ее поставляет.

Константин Угодников



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Книга: Пиво без водки - деньги на ветер. Анекдоты про пиво и Вяжем полотенце своими руками


Анекдот про бутылочку Анекдоты про алкоголь пиво, водку, вино и другие напитки
Анекдот про бутылочку Коньяк Приколы, анекдоты, картинки, демотиваторы на fun
Анекдот про бутылочку Анекдоты про водку и алкоголь 3 - только анекдоты
Анекдот про бутылочку Горячая пятерка анекдотов «МК» - Анекдоты - МК
Анекдот про бутылочку Просто анекдоты Записки Доброго Стоматолога
Анекдот про бутылочку Медицинский юмор. Анекдоты о пьянстве
Анекдот про бутылочку Друзья : Анекдоты : Про милицию